ФГУП РСВО оказывает комплекс услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности зданий и сооружений различного назначения, включая промышленные и складские помещения, многоквартирные жилые дома, бюджетные и общественные учреждения. Все работы проводятся на контрактной основе с соблюдением действующих правил и требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно №261-ФЗ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих установленным законом требованиям энергоэффективности, не допускается.
Наибольший потенциал повышения эффективности конечного потребления энергии существует в жилых, коммерческих и общественных зданиях. Согласно отчету* Всемирного Банка и Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) технический потенциал энергосбережения в российских учреждениях здравоохранения составляет 60%, образовательных учреждениях – 80%. В зданиях бюджетной сферы технический потенциал экономии в системах отопления и электроэнергии составляет в среднем 48-49% от уровня совокупного потребления.
Согласно №261-ФЗ** подавляющее большинство капитальных строений площадью более 50 кв.м обязаны соответствовать требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Эти требования распространяются на многоквартирные дома, производственные площади, здания государственных и муниципальных учреждений. Обязательным условием эксплуатации для целого ряда зданий госучреждений является наличие энергетического паспорта.
Заключение энергосервисного контракта – наиболее простой и современный способ снижения объема используемых энергетических ресурсов, позволяющий собственникам (управляющим компаниям) быстро и без лишних трат модернизировать устаревшее коммунальное оборудование и получать финансовую экономию при оплате коммунальных услуг.
Неэффективное расходование энергоресурсов (тепловой, электрической, газовой и других видов энергии) увеличивает бюджетные траты как государственных учреждений, так и коммерческих организаций. С учетом постоянно возрастающих тарифов на энергоносители и коммунальные услуги нерациональное использование энергоресурсов выливается для хозяйствующих субъектов в тяжкое экономическое бремя.
Все, что требуется от собственника – наличие результатов энергетического обследования, которое проведут специалисты ФГУП РСВО, разработают и выполнят план-график энергосберегающих мероприятий. Оплата услуг исполнителя производится заказчиком только из средств фактической экономии, получаемой по результатам энергосберегающих мероприятий.
ФГУП РСВО имеет успешный опыт по заключению ЭСК, в том числе в рамках государственных и муниципальных контрактов, осуществляемых по программам госзакупок и электронных торгов.
В рамках энергосервисного договора ФГУП РСВО осуществляет:
При заключении энергосервисного контракта заказчик сразу видит величину гарантированной экономии энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении.
Отличительными особенностями работ по энергосервисному контракту от работ, производимых самостоятельно либо за счет подрядчика, являются:
Энергосервисный контракт | Договор подряда |
---|---|
1. ФГУП РСВО инвестирует собственные средства в реализацию энергосберегающих мероприятий и инвестиции в течение срока действия контракта. | 1. Стоимость оборудования и произведенных услуг оплачивает Заказчик за счет собственных средств. |
2. Отсутствует необходимость предоставления аванса для исполнителя контракта. | 2. Заказчик производит выплату аванса подрядчику. |
3. По контракту платежи (возврат инвестиций) зависят только от результата достижения планируемой экономии. | 3. Исполнитель подрядного договора не несет ответственность, если модернизация энергосистем объекта не позволяет достичь заявленной экономии ресурсов. |
4. Риски неверного выбора технического решения и оборудования лежат на ФГУП РСВО. | 4. Заказчик самостоятельно несет ответственность за правильность выбора технического решения. |
По окончании энергосервисного контракта в распоряжении заказчика остается вся экономия, полученная в результате:
Привлекательность заключения энергосервисного контракта для заказчика очевидна – нет затратной составляющей, нет платы за услуги энергосервиса. Заказчик не вкладывает собственные средства на реализацию проекта и рассчитывается с исполнителем только за счет средств, сэкономленных в результате реализации энергоэффективных мероприятий.
Перевод объектов на энергосервисное обслуживание специализированными организациями является мировой практикой, позволяющей собственникам получать финансовую прибыль от фактически достигаемой экономии энергоресурсов.
* Отчет «Энергоэффективность в России: скрытый резерв» подготовлен в 2007 году экспертами Группы Всемирного банка при поддержке специалистов Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ). Отчет представляет всесторонний практический анализ энергоэффективности в России. На данный момент является результатом одного из крупнейших исследований на территории РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, затрагивающий все отрасли экономической деятельности.
** Федеральный закон от 23.11.2009 №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».