ФГУП РСВО
ФГУП РСВО

Федеральное государственное унитарное предприятие

Пресс-центр


 

Новости

 
02.06.2017

Об оповещении и информировании населения

Одной из главных обязанностей Государства является забота о безопасности своих граждан, в том числе, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Единая государственная политика в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя систему мер различного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по совершенствованию подготовки к защите населения и территорий от опасностей.

В комплексе мероприятий, обеспечивающих защиту населения и территорий, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, важное место занимает оповещение населения.

Оповестить население, значит своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях, доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Системы оповещения относятся к тем первичным активным средствам, которые решают задачи непосредственной защиты населения.

Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к использованию систем связи, для целей оповещения, является одной из основных составных частей мероприятий по защите населения Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население о состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

За последнее время, в целом ряде субъектов Российской Федерации произошли ЧС природного и техногенного характера, повлекшие гибель людей, что в очередной раз подтвердило необходимость своевременного и адресного оповещения населения об угрозе возниконовения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. При этом, существующие сети связи, как фиксированной телефонной связи, так и подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, а также сети телевизионного вещания, в силу определённых технических и технологических особенностей, не в полной мере смогли обеспечить своевременную передачу сигналов оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Последние трагические события в Москве, повлекшие за собой человеческие жертвы, еще раз подтвердили не просто актуальность, а жизненно важную необходимость своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного харакера.

Проблема заключается в том, что в соответствии с национальными законодательствами многих стран, основная нагрузка, в части оповещения, ложится на сети связи общего пользования. При этом, сети связи общего пользования предназначены для оказания населению телекомуникационных услуг и не приспособлены, в полной мере, для выполнения функций оповещения. На территории города Москвы функционируют сети фиксированной, подвижной радиотелефонной связи, сети эфирного и кабельного телевидения, сети ШПД Интернет-провайдеров, а также сеть проводного радиовещания. Однако, нет ни одной сети связи, которая полностью отвечала бы требованиям по доведению сигналов оповещения и информирования до населения.

В настоящее время, сеть проводного радиовещания в Москве имеет более 2 млн. абонентов (радиоточек), которые расположены не только в жилых многоквартирных домах, но и в дошкольных детских учреждениях, школах, поликлиниках, больницах, театрах, концертных залах и т.п. Сеть проводного радиовещания является неотъемлемой частью общегородской системы оповещения и информирования населения города. В настоящее время, при непосредственном содействии Правительства Москвы реализутся пилотный проект по сознанию в многоквартирных жилых домах систем этажного оповещения на технологической основе сети проводного радиовещания. Дело в том, что абонентская радиоточка, (радиоприемник) может быть просто выключена по желанию абонента, тогда как этажное оповещение (этажные динамики) задействованы для целей оповещения круглосуточно. Это значительно повышает вероятность адресного и своевременного оповещения населения.

Безусловно, для целей оповещения и информирования населения, необходимо задействовать все сущестствующие сети связи: фиксированнную, подвижную радиотелефонную (сотовую), телевизионную, сеть ПВ и т.д.

Однако, по сравнению с другими сетями связи, сеть ПВ, ввиду технических особенностей, обладает целым рядом преимуществ:

  - энергонезависимость, что позволяет при отключении электропитания в многоквартирном доме полностью сохранить работоспособность
    сети ПВ в целях оповещения, в том числе, и через этажные динамики;
  - помехоустойчивость, невосприимчивость к электромагнитным излучениям;
  - сравнительно низкая стоимость развертывания и эксплуатации;
  - адресность оповещения и информирования;
  - постоянная готовность к использованию;
  - оперативность задействования;
  - обеспечение максимального охвата населения в минимальные сроки, независимо от времени суток, места нахождения и проживания;
  - возможность передачи значительно большего количества информации (например - голосовой) по сравнению с передачей смс-сообщений;
  - использование сетей ПВ для создания систем уличной звукофикации.

Буквально за неделю до трагических событий в Москве в Департаменте информационных технологий Правительства Москвы прошло совещание, в котором, в том числе, приняли участие представители рукововодства Федерального агентства связи, профильных департаментов Правительства Москвы, ГУ МЧС по городу Москве, Федерального государственного унитарного предприятия «Российские сети вещания и оповещения» (ФГУП РСВО), а также, представители других операторов связи. Совещание было посвящено вопросам, связанным с оповещением и информированием населения города Москвы. По мнению большинства участников совещания, основной проблемой обеспечения оповещения населения в Москве является не техническая сторона вопроса, а именно, организационная. Решением этого вопроса могла бы послужить разработка и принятие регламента взаимодействия Правительства Москвы, руководства административных округов и префектур, ГУ МЧС по городу Москва и операторов связи, в целях обеспечения своевременного оповещения и информирования населения Москвы об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного харакера.

Информационная справка

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российские сети вещания и оповещения» (ФГУП РСВО) – оператор проводного вещания и оповещения в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Основными направлениями деятельности РСВО являются разработка и внедрение систем комплексной безопасности, строительство и эксплуатация разноуровневых систем оповещения, трансляция программ звукового вещания, звукотехническое обслуживание важнейших государственных мероприятий, включая Парад Победы на Красной площади в Москве.

Вернуться к списку новостей